Украинские свадебные традиции |
Украинские свадебные традиции
Знакомство и добрачные отношения в украинской семье
В стародавние времена создание семьи в Украине, – как, впрочем, и в других странах, – было не столько делом молодых, сколько их семьи. В основном молодежь общалась на «вечорницях» – туда собирались по вечерам, когда заканчивались домашние и полевые работы. Девушки захватывали на вечорниці работу – вышивку, пряжу. Работа чередовалась с пением, танцами – в общем, развлечениями. Молодежь частенько знакомились на ярмарках, куда съезжались жители из окрестных сел. Отцы семейств специально брали с собой на ярмарки дочерей на выданье и взрослых сыновей. На ярмарках родители выставляли вещи, сделанные молодыми – ведь ключевыми критериями для выбора брачного партнера были трудолюбие и умение вести хозяйство.
Яркий образ несчастной девушки, имевшей несчастье полюбить и родить ребенка вне брака, нашел свое отражение в знаменитой поэме Т.Г. Шевченко «Катерина».
Удивительно, но, несмотря на суровое осуждение добрачных связей, существуют свидетельства, что так называемый «гражданский брак» существовал ранее и в Украине, – он назывался «пробным». Так, традиционным был обычай оставаться у невесты на ночь. После сватовства жених мог проводить с девушкой наедине не только дни, но и ночи, при этом обязуясь не делать ничего, что могло бы нарушить обет непорочности. В Украине вообще и для замужних, и для незамужних женщин было принято «запинати» голову (т.е. носить на голове платок, повязанный в виде турецкой чалмы). Но повязывался он неодинаково – у девушек середина головы ("маківка"), была открытой и было видно косы; когда же «дівчину скривають», то "запинають голову "під листок", то есть маковку головы также покрывают. Украинская свадьба в украинской культуре является одним из самых символичных торжеств. В украинском свадебном обряде великое множество обычаев и традиций, а потому и свадьба в Украине длились обычно неделю. Так и говорили: “Пятница – начинательница, суббота – каравайница, воскресенье – венчальница, в понедельник – есть и пить, в среду – опохмеляться, а в четверг после обеда и домой поеду”. В дохристианские времена период свадеб у славян приходился на раннюю весну – в это время все живое пробуждается от зимнего сна и стремится к зачатию. В эпоху Христианства эта традиция переменилась, поскольку на весну выпадал великий пост, запрещающий увеселения и гулянья. Поскольку летом праздновать было некогда, – в поле всегда было много работы, то сезон свадеб теперь начинался осенью, когда работы в поле заканчивались. Сватовство
Свадебное действо, как в принципе, и другие славянские свадьбы, начиналось со сватовства. Однако перед тем, как сватать девушку, парень обращался за советом к родителям. Отец, выслушав рассказ, ответа сразу не давал, все обдумывал, узнавал от людей о семействе будущей невестки, и только тогда принимал решение. Если отцовское согласие было дано, мать собирала все данные о будущей невестке. Если родителей все устраивало, они давали благословение на свадьбу.
Последний день, когда могли засылать сватов, был 8 ноября (на Димитра). Это дата нашла отражение в народном фольклоре: «До Димитра дiвка хитра, а пiсля Димитра нею хоч лавку витри».
В доме невесты сваты садились напротив несущей балки, поддерживавшей потолок - «матицы». Иногда – чтоб невеста в девках не засиделась – сватам запрещалось садиться. Прямо говорить о цели своего прихода было нельзя, поэтому разговор шел иносказательно. Сват произносил традиционную речь об охотниках, которые натолкнулись на след куницы (оленихи) – красной девицы, о купцах, интересующихся товаром, и т. п. В то время, как сваты рядились с родителями, девушка должна была присутствовать в доме, стоять у печи и стыдливо ее колупать. После переговоров родители звали девушку и публично спрашивали её согласия на союз. Ответ невесты являлся обязательным и решающим.
«Когда-то девчата сами сватались за парубков: говорят, что девушка придет, бывало, в дом, где она заприметит себе парня, положит хлеб на столе и сядет на лавке. То был знак, что она хочет заручиться с хозяйским сыном. Если хозяин не проронил и слова, то был знак, что его сын не хочет на ней жениться, но, говорят, люди считали грехом давать гарбуза девушке”. И.С.Нечуй-Левицкий, украинский писатель Как и у многих других народов, в Украине существовал также обычай кражи невесты: таким образом можно было взять в жены девушку, родители которой противились браку, или, например, достаточно богатую невесту. Главное для жениха при этом было – скрывать свою добычу не менее суток. После этого он был просто обязан жениться на девушке – но только в том случае, если она захочет. Во время сговора родители жениха и невесты, часто вместе с молодой парой, обсуждали условия брачного договора. Важным условием было наделение молодых землей. Обычно ее получал жених. Выделить надел старались и невесте, но это не было обязательным. Девушке выделялся небольшой участок земли, который в семье передавался по женской линии. При этом в любом случае этот участок оставалась ее собственностью. В качестве главного приданого невесты и ее свадебным подарком был посаг. Посаг включал скриню – постель, белье, рушники, одежду. Без договора молодым выделялся скот и немного денег.
СМОТРИНЫ ОБРУЧЕНИЕ
Обручение происходило в присутствии родителей и родственников молодых. Все усаживались к столу, молодые выходили на посад. Староста покрывал хлеб полотенцем, на него руку клал девушки, затем – руку парня и потом связывал их рушником. После этого молодая должна была перевязать старост рушниками, а всем присутствующим дарила подарки – платки, полотно или рубашки.
После совершения этих ритуалов молодые считались обрученными и отныне они не могли отказаться от союза. Такая попытка считалась бесчестием, и материальные расходы за него требовалось возмещать. В знак того, что девушка и парень теперь засватанные, они получали определенные атрибуты: новобрачный – цветок барвинка, а невеста – красную ленту в косы, венок или цветы. Такой венок на Гуцульщине даже смазывали медом и покрывали позолотой. Бытовало такое поверье: пропадет венок – счастья в супружеской жизни не будет. Поэтому девушка вплоть до свадьбы не снимала венок – в нем даже спала. Барвинковые обряды начинали собственно свадьбу. В разных районах Украины они имели свои особенности. Наиболее распространены такие обряды были в Карпатах и на Надднестрянщине. Там за барвинком шли молодые люди дружной гурьбой и с музыкой, на Закарпатье – дружки молодого и молодой. В восточных районах венок делали как украшение к караваю. Этой церемонией начиналось одно из важнейших предбрачных действ – девишник, венкоплетение, молодецкий вечер...
Как символ прощания со свободной жизнью в канун свадьбы отдельно в домах молодой и молодого непременно устраивался ДЕВИЧНИК. Девичник был символом перехода незамужней девушки в иной - замужний, семейный статус. Проходило мероприятие очень лирично, сердечно. Под совершенно особые, лирические песни подруги невесты плели венки и делали так называемое свадебное деревце ("весільне гільце"). Оно символизировало молодость, невинность и красоту. Весільне гільце представляло собой ветку черешни, вишни или сосны, облепленное тестом. Гільце запекали и украшали цветными лентами, калиной и букетиками колосков, изготовленными во время барвинковых праздников. Вместе с украшением деревца изготовляли маленький букетик или венки для молодого и молодой. В самом конце свадьбы от "гільця" отламывались веточки и молодая раздавала их дружкам. В доме жениха тоже происходило прощание с парубоцькой свободой - то, что сегодня называется "мальчишником". Здесь друзья жениха изготовляли важный атрибут – свадебную саблю, которая также ярко украшалась. На свадьбе свадебное деревце и сабля должны были символично объединяться. Еще один свадебный ритуал – это одевание венков. Оно проводилось перед тем, как молодые должны были идти приглашать гостей на свадьбу. На полу расстилалось белое полотно и на него ставилась хлебная кадка, а сверху нее – подушка. Невеста усаживалась на подушку (на Прикарпатье — на застеленное тулупом ярмо), после чего ей расплетали косу и украшали голову свадебным венком. После этого молодых величали князем и княгиней, они собирали свадебный поезд и шли приглашать соседей и родню на свадьбу.
Одним из самых распространенных свадебных обрядов в Украине является ВЫПЕКАНИЕ КАРАВАЯ. Каравай (хлеб) - вообще один из важнейших символов культуры, в нем воплощены идеи всеобъемлющей первоосновы жизни. Вот только некоторые виды свадебного хлеба: каравай, шишки, дивень, гильце, лежебока, калачики. Каждый из них имел свое назначение: свататься шли с караваем, приглашали на свадьбу с шишками и калачом, гусыни и голубки дарили каравайницам. Каравай был украшением свадебного стола как символ достатка и счастья, а в конце свадьбы его распределяли между всеми собравшимися. ПРИДАНОЕ. Каждая украинская девушка должна была собственноручно приготовить себе приданое, – ту его часть, которая составляла скрыню (сундук). При торжественной перевозке скрыни к жениху ее сопровождали свахи и братья, которые по дороге демонстрировали приданое односельчанам и гостям. Главное, – приданое должно было показывать не столько достаток невесты и ее родных, сколько ее трудолюбие. В состав приданого обязательно входили РУШНИКИ. Лишь только девушка училась вышивать, она начинала заготавливать рушники к своей свадьбе. В сельских районах они и до сегодняшнего дня часто являются обязательным украшением украинского дома. Рушник - это не только оберег и украшение дома, он обязательный атрибут семейных обрядов. Рушниками украшались иконы в красном углу, стены и окна в доме. Орнаменты на рушниках имели символическое значение. На свадебных рушниках и рушниках, украшающих дом, чаще всего отображалась своеобразная модель Вселенной - “Дерево жизни”. Дерево, растущее на сказочном острове Вирии, было обиталищем небесных светил, звезд, душ прадедов. Птицы, живущие на нем, приносили на землю весну и возвращали души умерших. Дерево жизни обильно украшалось цветами. Также рушники могли украшать ломаными крестами (символами движения солнца), спиралями (символами бесконечности), дубовыми листьями. Свадьба
После обручения начинался период подготовки к свадьбе. Пора массовых свадеб приходилась на Покрова (1 октября) до Филлиповского поста (14 ноября). Поэтому и говорили: «Прийшла Пречиста (с этого времени можно было засылать сватов) — несе старостів нечиста, а як прийде Покрова — зареве дівка, як корова». Второй период, когда играли свадьбы – зимой с Крещения (19 января) до Масленицы. Сначала молодые отправлялись приглашать всех родственников и соседей (называлось это “запросини”). Невеста с шафером заходили в дом и, произнося традиционную фразу: “Просили мама і тато на хліб-соль, і я прошу на весілля”, клали на стол обрядовый хлебец - “шишку”.
Когда жених отправлялся за невестой, по дороге его многократно останавливали, требуя за молодую выкуп. Жених откупался некоторой суммой денег или угощеньем. Откупного требовала еще и семья невесты, так что торги продолжались и когда свадебный поезд уже вступал во двор молодой. Примечательно, что церковное венчание не было главным действием брака. Его проводили иногда заранее, иногда в один день со свадьбой. Но если свадьба по каким-то причинам откладывалась, то уже обвенчанные супруги все равно не могли жить вместе.
Получив благословение родителей, молодежь отправлялась на венчание. Примечательно, что, несмотря на прочно укоренившиеся, имевшие тысячелетние традиции христианства, христианский обряд венчания в народе все равно сохранял языческие черты. По поверью, от чесотки нужно было положить за пазуху мак, а от сглаза – спрятать в карман металлические предметы (ножницы или ключи). Иглы и булавки, воткнутые в швы одежды, также спасали от порчи, в обувь нужно было положить ягоды рябины, а на шею – янтарные украшения. После венчания молодые направлялись к дому невесты. Трижды поклонившись ее родителям, молодые получали от них традиционные хлеб-соль. Затем в дом жениха перевозили приданое (скрыню). Свадебные перемещения молодоженов сопровождались “свадебным поездом”, состоявшим из бояр жениха и дружек невесты. В целом ряде обрядов, которые осуществлялись на протяжении всей свадьбы, воплощались идеи благосостояния и плодородия. Так, было принято обсыпать молодых зерном, мелкими деньгами, переступать через кожух. Обязательно на свадьбе почетным гостем был колдун, которого непременно звали, чтобы он защитил молодых от порчи. Шумное свадебное гуляние было обязательным. Важным моментом, символизировавшим переход девушки в статус замужней жены, был обряд расплетания у невесты косы и покрытие молодой. С этого момента молодая женщина должна была всегда прятать голову под платком (так называемым «очіпком»). По народным поверьям, простоволосая замужняя женщина могла накликать болезни и неурожай. После этого празднование переносилось в дом молодого. В доме жениха новобрачным перевязывали руки поясом или рушником, что символизировало обрядовое соединение. Как символы соединения могли использовать “весiльне гiльце” и саблю, две паляниці, или две связанные ложки.
Собственно свадьбу венчал обряд брачной ночи, который включал переодевание молодой, вывод ее к гостям, демонстрацию целомудрия. Утром постель молодых старшие женщины в семье тщательно проверяли. Не дай Господь, если не находилось следов девичьей невинности. Это было страшным позором. Парни могли вывесить на самом высоком дереве в селе белую простыню – знак девичьего бесчестия. Чтобы снять его, брат молодой должен был очень постараться, но это было нелегко. Ему всячески мешали, да еще и издевались при этом. На этой мрачной ноте свадьба и заканчивалась. В случае, если брачная ночь завершалась как положено, праздничные гулянья продолжались еще несколько дней. Утром после брачной ночи невестка в своем новом доме должна была разжечь печь, приготовить обед, угостить свекровь. Все эти действия символизировали присоединение молодой к родне мужа. В понедельник гостей молодая умывала гостей возле колодца, что, опять же, символизировало очищение водой. Следующие дни были полны переодеваниями, песнями, играми, забавами, но в них принимали участие только взрослые. После нескольких дней гуляний свадьба завершалась “благодарением” – породнением двух семей. Затем еще на протяжении месяца происходили взаимные посещения, окончательно оформлявшие создание новой молодой семьи.
|